Учреждение дополнительного образования
"КОМПЬЮТЕРНАЯ ШКОЛА ПГУ"
(ЛИЦЕНЗИЯ 59Л01 №0001661 ОТ 26.02.2015)

Старшее отделение

В старшее отделение Компьютерной школы ПГУ принимаются ученики 8-11 классов. Для них в нашей школе предлагаются следующие курсы:

Язык программирования Паскаль (9-11 классы)

Курс обучения – 1 год (90 часов). Цель курса - дать учащимся основные навыки структурного программирования на примере языка Паскаль, а также подготовить будущих абитуриентов к сдаче ЕГЭ по информатике (решение задач, связанных с программированием). На курс принимаются ученики, окончившие изучение базового курса информатики (в общеобразовательной или Компьютерной школе) и успешно сдавшие вступительный тест по алгоритмизации.

В программу курса входит знакомство с простыми типами данных, а также изучение структурных типов данных (массивы, множества, строки, записи). Ученики знакомятся с базовыми алгоритмическими структурами (ветвления, циклы), логическими операциями, функциями и процедурами, рекурсией, а также учатся решать типовые задачи по каждой теме.

Продолжительность одного занятия на данном курсе - 3 академических часа.

Программирование игр на языке Python (8-11 классы)

Курс обучения – 1 год (60 часов). Курс состоит из двух частей (каждая по 30 часов). На данном курсе ученики знакомятся с одним из самых простых и молодых языков программирования - языком Python, который в последнее время набирает все большую популярность во всем мире. С каждым годом увеличивается число выпускников школ, которые решают ЕГЭ по информатике, используя этот простой и перспективный язык программирования.

В первом полугодии дети знакомятся с основными конструкциями языка, а также изучают такие специфические типы данных как кортежи, списки, словари. В программу первого полугодия входят также работа со строками, срезами, функциями, массивами, текстовыми и бинарными файлами. Большинство практических заданий первого полугодия подразумевают написание учеником несложной игры, работающей в командном режиме.

Во втором полугодии ребята знакомятся с графическими модулями Turtle и Tkinter, осваивают основные принципы объектно-ориентированного программирования и учатся писать графические интерфейсы. Так же как и в первом полугодии каждая тема завершается написанием одной или нескольких компьютерных игр.

В завершение курса ученики должны в качестве выпускной работы написать собственную компьютерную игру.

Продолжительность одного занятия на данном курсе - 2 академических часа.

Для поступления на данный курс детям не требуется писать никаких тестов, но желательно, чтобы ребенок владел основными алгоритмическими структурами (хотя бы на алгоритмическом языке), иначе обучение для него будет слишком сложным.

Язык программирования С++ (10-11 классы)

Курс обучения – 0,5 года (45 часов). На данный курс принимаются ученики, уже владеющие хотя бы одним из языков программирования (например, Паскаль или Python). На курсе "Язык программирования С++" ребята изучают основы программирования и основные структуры данных С++, в том числе основы STL. Большое внимание уделяется структурной декомпозиции программ с использованием механизма функций и выбору подходящей для решения задачи структуры данных. Решение задач проводится с использованием системы автоматической проверки, что делает процесс обучения увлекательным и интересным. Изучаются алгоритмы сортировки и поиска, алгоритмы теории чисел, вводятся оценки сложности алгоритмов. Курс имеет практическую направленность и требует решения большого количества практических задач.

Продолжительность одного занятия на данном курсе - 3 академических часа.

Язык программирования С# (10-11 классы)

Курс обучения – 0,5 года (45 часов). На данный курс принимаются ученики, владеющие языком С++. Изучаются основы объектно-ориентированного программирования, основные конструкции и структуры данных языка С#. Вся работа ведется с использованием среды программирования MS Visual Studio. Ребята учатся создавать Windоws-приложения с графическим интерфейсом пользователя (GUI), знакомятся с основами визуального и событийно-ориентированного программирования. В конце курса учащиеся защищают проекты – собственные Windows-приложения, которые они спроектировали и разработали самостоятельно.

Продолжительность одного занятия на данном курсе - 3 академических часа.

Web-дизайн (8-10 классы)

Курс обучения – 0,5 года (45 часов). На данном курсе дети учатся создавать сайты, используя язык разметки гипертекста HTML и каскадные таблицы стилей CSS. По окончании курса каждый ученик должен разработать сайт на произвольную тему. Примеры работ учеников можно посмотреть здесь.

Для обучения на данном курсе достаточно умения работать с файлами, текстовым редактором и графическим редактором. Прием на курс осуществляется без ограничений.

Продолжительность одного занятия на данном курсе - 3 академических часа.

Web-программирование (8-10 классы)

Курс обучения – 0,5 года (45 часов). Этот курс является продолжением курса "Web-дизайн" и запись на этот курс осуществляется только при условии владения ребенком языком разметки гипертекста HTML и каскадными таблицами стилей. Желательно также, чтобы ученик владел основами алгоритмизации.

На курсе изучается язык JavaScript, который позволяет придать сайту динамичность и осуществлять взаимодействие с пользователем.

Продолжительность одного занятия на данном курсе - 3 академических часа.

Устройство компьютера и основы администрирования ОС (8-11 классы)

Курс обучения – 0,5 года (30 часов). На данный курс принимаются ученики 8-11 классов, желающие более подробно изучить "железо" компьютера. В рамках курса подробно рассматриваются назначение, характеристики, история и перспективы развития всех основных устройства компьютера, а также даются основы логического устройства микропроцессора (основы схемотехники). Во второй части курса рассматриваются основы администрирования операционной системы Windows (на базе Windows 8.1) и работа в локальной сети. На каждом занятии ученики выполняют лабораторные работы по подбору комплектующих, подключению отдельных компонентов, определению характеристик устройств, а также учатся выполнять полную сборку компьютера.

Для изучения данного курса необходимо знание основ математической логики и умение работать с файловой системой.

Продолжительность одного занятия на данном курсе - 2 академических часа.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по информатике (11 классы)

Курс обучения – 1 год (60 часов). Курс ориентирован на учеников 11 классов, собирающихся сдавать ЕГЭ по информатике. На курсе разбираются все типовые задачи из ЕГЭ с учетом ежегодных изменений.

Занятия на курсе обычно начинаются чуть позже остальных курсов (примерно с начала октября) и каждое полугодие включает в себя 10 занятий по 3 академических часа.

Современная механика в науке, жизни и компьютерных играх (10-11 классы)

Курс обучения – 1 год (60 часов). Курс состоит из двух частей (каждая по 30 часов). На данном курсе ученики займутся междисциплинарной деятельностью – на стыке информатики и механики.

В настоящее время многие открытия и прорывы как в науке, так и на приоизводстве, случаются на стыке различных дисциплин, а для этого важно хорошо разбираться хотя бы в двух. Именно это умение проводить полный цикл работ – от постановки задачи до моделирования и прогнозирования результатов – делает специалиста незаменимым на рынке труда. Преподаватели курса, среди которых преподаватели кафедр вычислительной и экспериментальной механики (ВиЭМ) и математического обеспечения вычислительных систем ПГНИУ, научные сотрудники Российской академии наук, а также сотрудники ОАО «Авиадвигатель» и КБ «Сатурн», познакомят учеников с несколькими сюжетами современной механики. В случае появления интереса к данной деятельности возможно продолжение сотрудничества с кафедрой и научными институтами.

Осенний курс начнётся с рассказа о применении вычислительной механики при разработке компьютерных игр, где в качестве практики ученики экспериментируют с созданной ими виртуальной механической моделью, которая может стать частью будущей игры. Далее будет знакомство с компьютерным моделированием механических задач для научных исследований и целей виртуального проектирования в производстве. Это плавно перейдёт в участие в проведении экспериментов и обработке их результатов, построении и использовании моделей для задач механики материалов и аэродинамики. При этом все экспериментальные работы будут выполняться школьниками на оборудовании кафедры ВиЭМ (учебная разрывная машина, универсальная испытательная машина ZWICK/ROELLZ-250, аэродинамическая труба).

Весенний курс начнется с компьютерного моделирования статических и динамических задач строительной механики. Ученики увидят, как проводится мониторинг деформации реальных зданий Перми, проведут натурные эксперименты, научатся анализировать сигналы с датчиков и прогнозировать поведение технологических объектов на основе деформационного мониторинга и вычислительного моделирования; поработают с установкой деформационного динамического моделирования поведения строительных объектов (ИМСС УрО РАН), познакомятся с программным и технологическим обеспечением on-line мониторинга. Для знакомства с механическими проблемами эффективного и безопасного природопользования будут рассмотрены некоторые задачи горной механики (горный институт УрО РАН и ОАО «Галургия»). Далее будут обсуждаться особенности моделирования самых современных задач механики материалов: их одновременное исследование на макро-, микро- и наноуровнях; при этом будут выполнены эксперименты на атомно-силовом микроскопе АСМ Dimension Icon и системе определения механических свойств материалов на наноуровне NanoTest 600. Завершающей изюминкой курса станет знакомство с междисциплинарными биомедицинскими экспериментами по созданию материалов для имплантов, участие в их постановке и анализе. Все экспериментальные работы будут выполняться школьниками на оборудовании кафедры ВиЭМ, а также на оборудовании ИМСС УрО РАН.

Продолжительность одного занятия на данном курсе - 2 академических часа.

Для поступления на данный курс детям не требуется писать никаких тестов, но желательно, чтобы ребенок умел создавать элементарные программы на любом языке программирования, иначе дальше теоретической части уйти будет сложно.

3D Моделирование. Робототехника. Механика. (11 классы)

Предлагается годовой учебный курс «3D Моделирование. Робототехника. Механика.», состоящий из двух 30-ти часовых курсов, которые могут рассматриваться как самостоятельные, т.е. изучаться независимо.

Данные учебные курсы предназначены для выпускников школ, стремящихся определиться с областью своих будущих интересов: математика? механика? информатика? Обучаясь на данных курсах вы, не только научитесь работе в конкретных программных средствах, но и убедитесь, что современные наука и высокотехнологичное производство нуждаются в комплексных специалистах, владеющих и математикой и компьютерами. В период обучения перед вами выступят ведущие и молодые ученые академии наук, а также специалисты высокотехнологичных предприятий города, которые расскажут о перспективах научных исследований и производства. Занятия и исследования, начатые вами на данных курсах, могут быть непосредственно продолжены в рамках обучения и студенческих научных исследований при поступлении на направление «Механика и математическое моделирование» механико-математического факультета ПГНИУ.

Первый (осенний) курс посвящен изучению работы в распространенных CAD системах (сomputer-aideddesign – компьютерная поддержка проектирования): SolidWorks и Компас 3D, а также знакомству с работой на 3D принтере. Современные научные исследования и высокотехнологичное производство невозможны без 3D моделирования. Изучение и/или проектирование любого объекта – самолета, шахты, трубопровода, атмосферы, материала и т.д., в качестве первого шага предполагает создание его геометрической модели. Для освоения компьютерных программ, создающих такие геометрические модели, достаточно знания школьной геометрии и основ работы на компьютере. Созданные вами в CAD системах простые модели будут вами распечатаны на 3D принтере, который вы сами соберете и настроите.

Второй (весенний) курс посвящен изучению программирования электронных схем Arduino. С помощью схем Arduino можно легко управлять электромоторами, светодиодами, датчиками освещенности и движения. Данные знания будут использованы для создания на занятиях собственных электронных устройств-роботов. Также в данном курсе вы узнаете что такое композитные материалы и как они могут улучшить нашу жизнь? Наверняка вы слышали про карбоновые велосипеды или про стеклопластиковую арматуру. Стеклопластик и карбон являются композитными материалами и могут заменять авиационные металлы, такие как алюминий и титан. Вместе мы научимся создавать простые изделия из стелопластика и карбона, определять с помощью современного экспериментального оборудования прочностные и другие свойства материалов, строить их математические и компьютерные модели.

Продолжительность одного занятия на данном курсе - 2 академических часа.