Разветвляющиеся алгоритмы |
||
Что такое "ветвление"? | "Ветвление" – это управляющая структура, а не команда исполнителя. Она используется в тех случаях,
когда исполнитель должен выбрать одно из двух возможных продолжений
исполнения алгоритма. Какое именно продолжение будет выбрано, зависит от значения истинности некоторого условия. |
|
Форма представления "ветвления" |
Общий вид управляющей структуры "ветвление". | |
на алгоритмическом языке: если УСЛОВИЕ
|
в виде схемы (блок-схемы):
Допускается второй вариант блок-схемы. Он не рекомендуется стандартом, но хорошо показывает, что оба варианта продолжения алгоритма равноправны. |
|
Сокращенная форма представления: |
||
на алгоритмическом языке: если УСЛОВИЕ
|
в виде схемы (блок-схемы):
|
Задачи на ветвление для Стрелочки |
||
Задачи с "прыгающими стенками" |
Если на поле установлена "прыгающая стенка", то при выполнении алгоритма она может появиться с равной вероятностью в одном из двух положений. Поэтому алгоритм автоматически будет выполняться 2 раза: при одном положении стенки и при другом. Преодолеть прыгающую стенку исполнитель не может ни шагом, ни прыжком, как и постоянную стену. Проверить, находится ли перед ним стена (как постоянная, так и прыгающая), исполнитель может с помощью управляющей структуры "ветвление": Значение истинности проверяемого условия "впереди стена" равно ИСТИНА, если стена находится непосредственно "перед носом" Стрелочки, а не на отдаленном расстоянии. |
![]() Два возможных положения одной "прыгающей стенки" показаны пунктиром. Любое из них может быть выбрано первым при исполнении алгоритма.
|
Как добавить "ветвление" в программу? | Чтобы добавить в программу управляющую структуру "ветвление":
1) Установите курсор в нужную строку алгоритма; 2) Щелкните кнопку "ВЕТВЛЕНИЕ" (или нажмите клавишу F7):
3) А затем – одну из кнопок: |
Управляющая структура "ветвление" целиком добавится к тексту программы в месте, обозначенном курсором выбора (курсор в форме выделенной строки). |
Как редактировать "ветвление" в программе? | Удалить какую-либо часть управляющей структуры "ветвление" или
несколько команд из одной её ветви нельзя. Можно удалить только всю
структуру, для этого воспользуйтесь контекстным меню. Доступность пунктов контекстного меню определяется
местоположением курсора выбора.
Если курсор стоит в строке если, то можно удалить структуру "ветвление" целиком, со всеми уже введенными командами. Если курсор стоит в строке иначе, то можно удалить только ветвь иначе со всеми её командами и получить сокращенную форму управляющей структуры "ветвление". |
![]() |
Учебная задача |
|||
Постановка задачи. | Постановка задачи: Разработайте алгоритм
для перемещения исполнителя из точки А в точку Б с рисованием следа.
Начальная и конечная точки перемещения заданы: |
||
Решение задачи. |
Решение задачи:
АЛГ ПУТЬ_1 |
Запись алгоритма в виде блок-схемы:
|
Исполнение программы.
Первоначальное положение стенки выбрано случайно. Первый проход: Второй проход: |